#Я_ГЕРОЛЬД живописный арт-проект Михаила Томасика

Когда мы что-то называем или упаковываем в масштабах символов, структурировано объединённых в одно целое, оно обретает объем и, соответственно, более ощутимые силу и голос. Этим чем-то может быть что-угодно: благородный род, крупная корпорация, угнетенное меньшинство, правовое большинство, благотворительная организация, ваша визитная карточка и так можно продолжать до бесконечности. В жизни каждого человека ежедневно присутствует огромное количество знаков и символов, из которых, вольно играясь, комбинируя и трансформируя, можно создавать новые геральдические атрибуты.

В ХІ-ХІІ веке в связи с распространением боевой техники и увеличением обмундирования, рыцарей или, например, армии воинов стало невозможным распознавать то, чьи интересы и честь они отстаивают. Необходимость броской и понятной идентификации способствовало появлению гербов и флагов. Эти атрибуты геральдики – прочный идейный тыл, безмолвно обороняющий несущего их в бой. Хранителями знаний и, собственно, создателями геральдики были Герольды. Можно сказать, что герольд – своего рода имиджмейкер и креативный дизайнер, знающий, как правильно объединить необходимые символы чтобы получить нужный визуальный посыл, какие цвета лучше использовать и, главное, как это все красиво скомпоновать.

Геральдика – структурированное скопление визуальной истории человеческого рода, а она, по правде говоря, весьма беспощадна и разрушительна. Геродьд созидательно глядит в саму суть, беспристрастно абстрагируясь от её смысла, ведь, результатом его визуальных манипуляций могли, например, утвердить смертную казнь или объявить войну. Учитывая важность и значимость его деятельности, герольда холили, лелеяли и почитали, и при дворе он занимал далеко не последнее место. Его приглашали на всевозможные торжественные мероприятия, он вырабатывал правила рыцарских турниров и следил за их соблюдением, а в случае чрезмерной жестокости боя, имел право его остановить. Также герольд был почетным гостем на всевозможных торжественных мероприятиях и порой выступал церемониймейстером.

Объединять и структурировать разные символические объекты в единое целое – это не только способ презентации той или другой идеи, но и метод познания окружающего мира вместе с его историей, себя в частности, и как части этой беспрерывной истории. Путь художника – это постоянное путешествие вглубь себя, с каждым произведением все глубже. Путешествие – вечный поиск: веры, истины, счастья, лжи и т.д., нужное подчеркнуть.

Жизнь – беспрерывная борьба, турнир, в котором победитель в следующую секунду может оказаться побежденным, в котором человеку приходится бороться с собой, отстаивать свои личностные границы, мнение, результаты профессиональной деятельности, права и свободы и, чего уж тут продолжать, вы ведь люди и сами знаете.

«Я – Герольд» Михаила Томасика — отметка на карте сознания, промежуточный итог пройденного, познанного, отрезок длинного мыслительного процесса, отрефлексированный и заключенный в живописный «герб», ироничная живописная церемония с проникновенным, но беспристрастным художником-глашатаем.

Текст: Винниченко Анна,

искусствовед